Обмен и возврат
В соответствии со статьёй 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если он не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней без учёта дня покупки.
Обмен возможен при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеются товарный или кассовый чек или другой документ, подтверждающий оплату товара. Если у потребителя нет этих документов, он может ссылаться на свидетельские показания.
При дистанционном способе покупки товара важно обратить внимание на следующие аспекты, установленные статьёй 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»:
- возврат товара надлежащего качества возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки товара, хотя отсутствие этого документа не лишает потребителя права ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца;
- потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определённые свойства, если этот товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем;
- если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трёх месяцев с момента передачи товара;
- потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
Обращаем внимание, что при покупке товара у агрегатора (на торговой площадке, сервисе) уведомление продавцу (исполнителю) об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) может быть направлено владельцу агрегатора, который обязан направить его продавцу (исполнителю).
Права потребителя при обнаружении недостатков товара, в том числе приобретённого дистанционным способом, регламентируются положениями статей 18–24 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно статьям 18–19 Закона:
- отсутствие у потребителя кассового или товарного чека или другого документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований;
- продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара; потребитель вправе участвовать в проверке качества товара;
- продавец (изготовитель) уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента;
- если на товар установлен гарантийный срок, то продавец (изготовитель) уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы;
- если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьёй 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Сроки удовлетворения требований потребителя установлены статьёй 22 Закона и составляют 10 дней. За нарушение сроков удовлетворения требований потребителей установлена гражданско-правовая ответственность в части выплаты неустойки в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки (статья 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).